«Севастополь – территория Закона»: пресс-служба Севастопольского избиркома информирует

09.08.2017

В связи с рассмотрением Севастопольским городским судом ряда заявленных одним из зарегистрированных кандидатов на должность Губернатора города Севастополя административных исков о признании недействительными и подлежащими отмене постановлений Севастопольской городской избирательной комиссии о регистрации четырех кандидатов на должность Губернатора города Севастополя, Севастопольская городская избирательная комиссия считает необходимым изложить заявленную и поддержанную судом позицию в отношении указанных исков.

В обоснование заявленных исковых требований было указано на якобы имевшее место при принятии оспариваемых решений нарушение принципа равенства кандидатов, избирательных объединений, обусловленное наличием «двойных» подписей депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя, что, по мнению административного истца, нарушает его избирательные права.

Заявивший соответствующие требования административный истец не относится к числу лиц, наделенных правом на обращение в защиту публичных интересов (статьи 5, 39, 40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), не наделен он таким правомочием и в силу требований других федеральных законов, в том числе и Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ), в связи с чем на него возложена обязанность подтвердить факт нарушения своих прав. Он обязан указать, каким нормативным правовым актам, по его мнению, противоречит оспариваемый акт и подтвердить сведения о том, что оспариваемым решением нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения.

Административный иск подлежит удовлетворению при доказанном наличии одновременно двух условий: незаконности оспариваемого акта и нарушения таким актом прав, свобод и законных интересов административного истца.

Заявляя о нарушении своего права, административный истец не указал, каким именно нормативным правовым актам противоречат оспариваемые им постановления, а приведенные в тексте административных исков ссылки на положения подпункта «д1» пункта 24 статьи 38 и пункта 20 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ носят предположительный характер и не могут сами по себе свидетельствовать о несоответствии оспариваемых постановлений указанным нормам права.

Согласно требованиям пункта 1 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, части 31 Закона города Севастополя от 17.03.2017 № 330-ЗС «О выборах Губернатора города Севастополя» (далее – Закон города Севастополя), регистрация кандидата осуществляется Севастопольской городской избирательной комиссией (далее – Комиссия) при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, частях 1 и 3, пункте 1 части 4 и части 5 статьи 27 Закона города Севастополя, иных предусмотренных Законом города Севастополя документов, представляемых в Комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя, собранных в поддержку кандидата.

Информация о лицах, поддержавших выдвижение зарегистрированных кандидатов на должность Губернатора города Севастополя, в точном соответствии с требованиями части 10 статьи 29 Закона города Севастополя была размещена на официальном сайте Комиссии в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и с указанного момента носит общедоступный характер.

Проверка достоверности подписей депутатов представительных органов муниципальных образований осуществлялась в соответствии с Методическими рекомендациями по приему листов поддержки кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и проверке достоверности подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, утвержденными постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 27.03.2013 № 168/1222-6. Согласно абзацу 3 пункта 4.2.4.1 указанных Методических рекомендаций для установления факта совершения противоправных действий в отношении лиц, проставлявших свои подписи в поддержку выдвижения кандидатов, в Комиссии должно иметься решение суда.

Комиссией в порядке, установленном требованиями частей 7, 8 статьи 30 Закона города Севастополя, была проведена проверка достоверности подписей, содержащихся во всех представленных листах поддержки кандидатов, и составлены итоговые протоколы проверки подписей.

Сведениями о фактах проставления депутатами представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя, поддержавших выдвижение зарегистрированных кандидатов на должность Губернатора города Севастополя, подписей в поддержку выдвижения другого кандидата (кандидатов), документально подтвержденными в установленном порядке, Комиссия не располагала и не располагает, в связи с чем, по мнению Комиссии, отсутствовали да и отсутствуют основания для принятия решений об отказе в регистрации кандидатов по приведенным административным истцом основаниям.

Установленный положениями статьи 39 Федерального закона № 67-ФЗ принцип равенства, как неоднократно указывал в своих актах Конституционный Суд Российской Федерации (в частности, постановления от 16 июня 2006 года № 7-П, от 5 апреля 2007 года № 5-П, от 16 июля 2007 года № 12-П, от 25 марта 2008 года № 6-П, от 26 февраля 2010 года № 4-П, определение от 15 сентября 2016 года № 1742-О), выступает конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых на основании закона; соблюдение данного принципа, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.

Однако административный истец настаивал, что Комиссия должна была произвольно выйти за пределы установленных законом полномочий и предпринять попытки собрать сведения о неподтвержденных документально фактах, приведенных в исковых заявлениях.

Согласно требованиям статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.

Административным истцом не было представлено каких-либо допустимых доказательств, подтверждающих приведенные им доводы о якобы имевших место нарушениях требований законодательства при сборе подписей депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя, влекущих за собой возникновение оснований для отказа в регистрации кандидатов на должность Губернатора города Севастополя.

Требование о признании недействительными решений о регистрации всех четырех кандидатов – конкурентов административного истца, представивших в установленном порядке наравне с ним предусмотренные требованиями действующего законодательства документы, собравших необходимое для их регистрации количество подписей депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя, входит в противоречие с указанным принципом равенства кандидатов, что является недопустимым.

Пассивное избирательное право является частью субъективного избирательного права. Реализация этого права осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 67-ФЗ и принимаемых в пределах, установленных положениями статьи 11 вышеуказанного закона, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов о выборах, принимаемых в Российской Федерации.

Постановлением Севастопольской городской избирательной комиссии от 16.07.2017 № 169/900-1 административный истец Р.В. Кияшко, представивший 13 подписей депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя, собранных в 8 внутригородских муниципальных образованиях, зарегистрирован кандидатом на должность Губернатора города Севастополя, в связи с чем отсутствуют основания для констатации нарушенным его пассивного избирательного права.

При этом считаем необходимым отметить, что всеобщее равное прямое избирательное право основывается на демократических принципах, не допускающих произвольное вмешательство кого-либо в реализацию как активного, так и пассивного избирательного права. Административный истец, будучи зарегистрированным кандидатом на должность Губернатора города Севастополя, заявил требования о признании недействительным постановлений Севастопольской городской избирательной комиссии в отношении иных зарегистрированных кандидатов, то есть предпринял и предпринимает активные действия, направленные на исключение из избирательного процесса определенных им лиц.

Такие действия, когда кандидаты на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации определяются не посредством выражения воли уполномоченных на то требованиями закона лиц, а произвольным усмотрением другого кандидата, не согласного с такой волей, являются, по мнению Комиссии, недопустимыми.